- Главная
- /
- Сведения об образовательной организации
- /
- Доступная среда
Доступная среда
МАОУ СОШ № 18 является общеобразовательным учреждением общего типа, реализующим общеобразовательные программы начального, общего, среднего общего образований. Контингент школы составляет 600 обучающихся. Количество учащихся, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы» ежегодно растет. Основными причинами являются ухудшение экологической обстановки, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни.
На сегодняшний день в нашей школе 159 учащихся, которые по состоянию своего психического здоровья могут освоить государственные образовательные программы только в особых условиях. К отдельной группе относятся дети-инвалиды и больные дети, которые по состоянию здоровья также требуют создания для себя особых условий обучения и воспитания. В МАОУ СОШ № 18 таких учащихся 6, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, соматическим заболеванием. 6 учащихся обучаются по АООП для обучающихся с ЛУО. В г. Кунгуре есть специальное (коррекционное) образовательное учреждение, но по объективным причинам и в целях соблюдения права на образование, гарантированное Конституцией РФ, законом «Об образовании в РФ», международной Конвенцией о правах ребенка, для детей и подростков с особыми образовательными потребностями организовано специальное (коррекционное) образование и инклюзивное обучение в разных формах в условиях общеобразовательной организации.
С 2015 года коллектив МАОУ СОШ № 18 работает над проблемой «Реализация модели инклюзивного образования как механизма повышения качества образования», решение которой предполагает организацию инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Целью является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.
Инклюзивное образование в МАОУ СОШ № 18 призвано решить следующие задачи:
1. Обеспечить доступность и качество образования детей с ОВЗ.
2. Организовать психологическую и педагогическую работу со всеми участниками образовательного процесса.
3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в области инклюзивного образования.
4. Обеспечить включение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в пространство дополнительного образования для роста их личностных достижений.
5. Изменить отношение социума к людям с ОВЗ.
Работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.
Организационное обеспечение
Создания специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. На данный момент сформирована следующая нормативная база:
· Устав МАОУ СОШ №18
· Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18.
· Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающих.
· Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Муниципальным автономным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 18 и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
· Правила внутреннего распорядка обучающихся.
· Правила внутреннего трудового распорядка.
· Коллективный договор.
· Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
· Положение об инклюзивном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
· Положение о взаимодействии с родительской общественностью.
· Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме школы.
· Положение о внеурочной деятельности.
· Положение об адаптированной рабочей программе педагога.
· Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.
· Положение об информационном сопровождении внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.
· Договор образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ
· Приведены в соответствие должностные инструкции.
Медицинское сопровождение осуществляется специалистами и врачами в рамках сетевого взаимодействия.
Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ в учебной и во внеурочной деятельности, в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления. Функционирует официальный сайт школы: https://18kungur.permschool.ru/ , где размещена необходимая информация для участников образовательного процесса.
Материально – техническое обеспечение
Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса.
Смонтированы широкие входные двери, пандус, санитарно-гигиенические помещения. Коридоры по периметру 1 этажа школы оборудованы поручнями. Имеется место для парковки транспорта для сопровождающих лиц.
Сенсорная комната – это идеальная среда для отдыха, расслабления и развития, способствующая улучшению эмоционального стояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов заболеваний
Наполняемость сенсорной комнаты
· мягкое и тактильное оборудование
· светозвуковая панель
· воздушно-пузырьковая трубка
· развивающее оборудование
· сухой бассейн
Кадровое обеспечение
Педагогический коллектив достаточно стабилен и молод (средний возраст педагогов 43 года), обладает большим опытом работы в системе образования (средний педагогический стаж 20,5 лет). 100% педагогов прошли КПК в области инклюзивного образования, 100% – КПК по организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью. С детьми с ОВЗ и инвалидностью работают узкие специалисты: психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог.
Осуществляется внутришкольное обучение по направлению инклюзивного образования через организацию семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.
Психолого – педагогическое сопровождение
Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия. В системе работы следующие формы:
1. проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
2. проведение малых педагогических советов, административных советов;
3. ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
4. посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
5. разработка методических рекомендаций учителю;
6. диагностика, коррекция, профилактика;
7. обследование школьников по запросу родителей;
8. оказание психологической поддержки педагогам.
Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах работают по адаптированным программам.
Нормативные документы
1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ОКАЗАНИЯ ИМ ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ.
2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КУНГУРА ПЕРМСКОГОКРАЯ № 1041 ОТ 30.12.2015 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ (ДОРОЖНАЯ КАРТА) «ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРИОРИТЕТНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В ПРИОРИТЕТНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ Г.КУНГУРА (2015-2030г.)»
Рекомендации учителям
- Информационно – методический портал по инклюзивному и специальному образованию
- Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
- Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
ПАМЯТКА “СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ”
1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) “клеймом на всю жизнь”, не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат специалисты или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что “педагог жалуется”. Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или “плохого” характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал “нормальным”, на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.
Ответственный за программу Доступная среда в МАОУ СОШ № 18 – Елтышева Наталья Николавна. Контактный номер телефона – 7(342)7136727