МАОУ СОШ № 18 617470, Пермский край,
г. Кунгур, ул. Голованова, 106

Доступная среда

МАОУ СОШ № 18 является общеобразовательным учреждением общего типа, реализующим общеобразовательные программы начального, общего, среднего общего образований. Контингент школы составляет 600 обучающихся. Количество учащихся, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы» ежегодно растет. Основными причинами являются ухудшение экологической обстановки, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни. 

На сегодняшний день в нашей школе 159 учащихся, которые по состоянию своего психического здоровья могут освоить государственные образовательные программы только в особых условиях. К отдельной группе относятся дети-инвалиды и больные дети, которые по состоянию здоровья также требуют создания для себя особых условий обучения и воспитания. В МАОУ СОШ № 18 таких учащихся 6, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, соматическим заболеванием. 6 учащихся обучаются по АООП для обучающихся с ЛУО. В г. Кунгуре есть специальное (коррекционное) образовательное учреждение, но по объективным причинам и в целях соблюдения права на образование, гарантированное Конституцией РФ, законом «Об образовании в РФ», международной Конвенцией о правах ребенка, для детей и подростков с особыми образовательными потребностями организовано специальное (коррекционное) образование и инклюзивное обучение в разных формах в условиях общеобразовательной организации.

С 2015 года коллектив МАОУ  СОШ № 18 работает над проблемой «Реализация модели инклюзивного образования как механизма повышения качества образования», решение которой предполагает организацию инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Целью является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.

Инклюзивное образование в МАОУ СОШ № 18 призвано решить следующие задачи:

1.  Обеспечить доступность и качество образования детей с ОВЗ.

2.  Организовать психологическую и педагогическую работу со всеми участниками образовательного процесса.

3.  Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в области инклюзивного образования.

4.  Обеспечить включение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в  пространство дополнительного образования для роста их личностных достижений.

5.  Изменить отношение социума к людям с ОВЗ.

Работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.


Организационное обеспечение


Создания специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. На данный момент сформирована следующая нормативная база:

·  Устав МАОУ СОШ №18

·  Порядок  приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18. 

·  Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающих.

· Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Муниципальным автономным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 18 и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

· Правила внутреннего распорядка обучающихся.

· Правила внутреннего трудового распорядка.

· Коллективный договор.

·  Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

·  Положение об инклюзивном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

·  Положение о взаимодействии с родительской общественностью.

·  Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме школы.

·  Положение о внеурочной деятельности.

·  Положение об адаптированной рабочей программе педагога.

·  Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.

·  Положение об информационном сопровождении внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.

·  Договор образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ

·  Приведены в соответствие должностные инструкции.

Медицинское сопровождение осуществляется  специалистами и врачами в рамках сетевого взаимодействия.

Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ  в учебной и во внеурочной деятельности,  в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления. Функционирует официальный сайт школы: https://18kungur.permschool.ru/ , где размещена необходимая информация для участников образовательного процесса.

Материально – техническое обеспечение


Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса.

            Смонтированы широкие входные двери, пандус, санитарно-гигиенические помещения. Коридоры по периметру 1 этажа школы оборудованы поручнями. Имеется место для парковки транспорта для сопровождающих лиц.

Сенсорная комната – это идеальная среда для отдыха, расслабления и развития, способствующая улучшению эмоционального стояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов заболеваний

 Наполняемость сенсорной комнаты

·        мягкое и тактильное оборудование

·        светозвуковая панель

·        воздушно-пузырьковая трубка

·        развивающее оборудование

·        сухой бассейн

Кадровое обеспечение


Педагогический коллектив достаточно стабилен и молод (средний возраст педагогов 43 года), обладает большим опытом работы в системе образования (средний педагогический стаж 20,5 лет). 100% педагогов прошли КПК в области инклюзивного образования, 100%  – КПК по организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью. С детьми с ОВЗ и инвалидностью работают узкие специалисты: психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог.

Осуществляется внутришкольное обучение по направлению инклюзивного образования через организацию семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.


Психолого – педагогическое сопровождение


Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя  работу психолого-медико-педагогического консилиума;  выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов;  организация педагогического взаимодействия. В системе  работы следующие формы:

1.    проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;

2.    проведение  малых педагогических советов, административных советов;

3.    ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;

4.    посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;

5.    разработка методических  рекомендаций учителю;

6.    диагностика, коррекция, профилактика;

7.    обследование школьников  по запросу родителей;

8.    оказание психологической поддержки педагогам.

Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах работают по адаптированным программам.


Нормативные документы


1.    ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ОКАЗАНИЯ ИМ ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ.

2.    ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КУНГУРА ПЕРМСКОГОКРАЯ № 1041 ОТ 30.12.2015 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ (ДОРОЖНАЯ КАРТА) «ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРИОРИТЕТНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В ПРИОРИТЕТНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ Г.КУНГУРА (2015-2030г.)»


Рекомендации учителям



        ПАМЯТКА “СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ”


1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) “клеймом на всю жизнь”, не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат специалисты или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.

2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.

3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.

4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что “педагог жалуется”. Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.

5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или “плохого” характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал “нормальным”, на ваш взгляд, критериям.

6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.

Ответственный за программу Доступная среда в МАОУ СОШ № 18 – Елтышева Наталья Николавна. Контактный номер телефона – 7(342)7136727